«Немчура»: почему дети молчат?


Если ребенок не начал говорить до двух лет, в дальнейшем ему будет даваться это с трудом. Именно поэтому важно как можно раньше приучать детей самостоятельно пользоваться словами.

 

1. Побуждайте малыша интересоваться окружающим миром.

altСамое простое – сунуть ребенку в рот пустышку или закидать его игрушками, мол, играй сам, и заниматься своими делами. Так вы не решите проблемы с речью. А ведь малыш нуждается в общении с вами.

Когда мама говорит ему ласковые слова, улыбается, у крохи просыпается интерес к речи. Сначала он больше внимания обращает на интонацию и на выражение лица и жесты. Хочет вам подражать.

Первым делом малыш догадывается, что внимание мамы можно привлечь криком. Мама подошла, посмотрела, в чем проблема и, в идеале, проговорила свои действия вслух: "Ты проголодался, сейчас мы будем кушать кашку" или, допустим, "Ты покакал, сейчас мы идем подмываться в ванну" и т.п.

Показывайте малышу разные предметы, пусть он их разглядывает. На прогулке давайте крохе возможность пощупать листочки, камешки, шишки.

Помните, что через общение с родителями малыш получает знания об окружающем мире. Поэтому не молчите, не оставляйте ребенка один на один с игрушками, а как можно больше разговаривайте со своим чадом. Усваивая все новые и новые слова, малыш захочет произносить их сам.

 

2. Тренируйте мелкую моторику рук.

Дело в том, что тонкие движения пальцев влияют на формирование и развитие речи у ребенка.

Мелкую моторику развивают с помощью массажа кистей рук. Ежедневно массируйте и разминайте каждый пальчик, ладошку, наружную сторону кисти, предплечье. Это активизирует речевые центры мозга, укрепляет иммунитет, позитивно влияет на общее развитие.

Помимо массажа используйте другие методы:

- фасолевые ванны. Насыпьте в емкость фасоль или горох, закопайте туда маленькие игрушки. Задача ребенка – погрузить ручки в фасоль и найти сюрприз.

- лепка. Подойдут солёное или обычное тесто, пластилин, глина. Помимо тренировки гибкости пальцев, малыш творчески самовыражается.

- игры с крупами. Их можно пересыпать, перемешивать, растирать в руках. А если насыпать крупу на поднос, то можно еще и «порисовать» пальчиками.

- мозаика. Такая игра улучшает мелкую моторику и сообразительность. Покупайте  крупную мозаику с деталями в 4-5 см.

- гимнастика и игры для пальчиков. Играйте в «Сороку-ворону», ладушки, Козу-рогатую и так далее.

alt- игры-шнуровки. Помимо развития моторики рук, малыш усваивает навык шнурования ботинок. Игру-шнуровку можно сделать самим. Вырежьте из картона какой-то предмет или фигуру животного и сделайте по контуру отверстия с помощью дырокола. Вставьте в дырки красивый цветной шнурок.

- игры с пуговицами, бусинами, крышечками. Нанизывать пуговицы, крышки на нитку, застёгивать пуговицы на петли, перебирать бусы из пуговиц – это очень полезно. Попробуйте нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Помимо тренировки пальчиков, кроха развивает сообразительность и усваивает понятия большой-маленький.

Можно нашить пуговки на подушечку, и предложить крохе их перебирать. Некоторые мамы делают аппликации из тканей разной фактуры и разнообразных деталей для тренировки пальчиков.

- пазлы. Красочные картинки-пазлы развивают внимательность, сообразительность и мелкую моторику.

- катание ладошкой карандашей, шариков. Это и дополнительный массаж ладошек, и улучшение координации движений кисти. Маленькие массажные шарики можно купить в киосках Роспечати.

 

3. Гуляйте на свежем воздухе.

Помимо занятий на развитие моторики рук, не забывайте о прогулках на свежем воздухе.  Кислородное голодание (гипоксия) приводит к нарушению работе мозга, ослаблению иммунитета и другим неприятностям. По мнению ученых, проблемы с речью и развитием мозга в детстве зачастую связаны с гипоксией.  

 

Источник