Пять ошибок в воспитании детей


altВоспитатели детских садов говорят, что, наблюдая за игрой детей, можно понять, как родители общаются с ним дома. Чего греха таить, мы нередко используем запрещенные педагогами методы воспитания. Как исправить свои ошибки?

Известно, что характер, отношение к жизни и к окружающим, психологические комплексы формируются в детстве под влиянием близких людей. К сожалению, зачастую  нахлынувшие эмоции заставляют нас поступать необдуманно, поэтому ошибки в воспитании допускают самые любящие родители.

 

Психологи утверждают, что мы во многом «копируем» стиль воспитания, который применяли к нам наши родители. Например, вы в раннем возрасте думали: «Ни за что не буду ругать своего сына при чужих людях», - а сегодня поступаете именно так. Знаете почему? Испытав на себе этот прием, вы бессознательно усвоили, что иногда действует только этот метод.

 

Конечно, это не оправдание. Разрешить себе ошибаться сколько угодно раз мы не должны. Давайте подумаем, как исправить уже сделанные ошибки.

 

Ошибка 1. Повысили голос на ребенка.

Многие родители покрикивают на детей, даже не стесняясь грубых выражений. При этом они не считают, что допускают ошибку в воспитании. Их логика такова: «Как я могу разговаривать по-другому, если дети не понимают спокойного тона? Зато крик на них сразу действует».

 

Проблема в том, что любой человек быстро адаптируется ко всему, в том числе и к разговору на повышенных тонах. Если вы часто позволяете себе резкие выражения и истеричные выкрики в адрес ребенка, то со временем вам придется ругаться все больше и громче, чтобы кроха вас послушался.

Немного позже вам самим придется привыкать к тому, что ваша детка с вами будет общаться в таком же духе. Вы  услышите от него те же интонации, те же выражения, жесты, что позволяли себе. Ведь для малыша это станет нормой общения. Вам будет трудно объяснить, что кричать и ругаться можно только родителям, а ребенку нужно быть вежливым и спокойным.

Как это исправить? После неприятной сцены подойдите к окну, посмотрите вдаль, рассматривайте в течение нескольких секунд предметы вдалеке, или небо с облаками, или соседний дом. Это действие поможет быстро отвлечься от ситуации и успокоиться. После этого вернитесь к ребенку и скажите ему ласковые и приятные слова. Надо, чтобы малыш понял, вы остались самой доброй мамой на свете, а то, что вы накричали на него, было недоразумением.

Желательно также объяснить ребенку, почему иногда люди выходят из себя: что бывают «трудные дни» на работе, что взрослые сердятся на детей за непослушание . Это будет своего рода извинение и маленький жизненный урок. Ведь малыш может столкнуться с сердитым взрослым где угодно. Итак, крик может быть полезен, если он случается редко и если вы, накричав, тут же исправили ситуацию.

 

Ошибка 2. Подняли руку на ребенка.

 

Речь идет не о систематическом рукоприкладстве, а о сильных шлепках по попе за серьезный проступок. Это очень серьезная ошибка. Допустив этот промах один раз, родители порой годами помнят о своем поступке и мучаются чувством вины: "Как же я могла его ударить? Такого беззащитного". Это напрасно.

На самом деле отшлепанный ребенок ощущает себя лучше, чем тот, на которого наорали. Своим шлепком вы довели малыша до слез, поэтому он громко плачет и злится на вас, получая эмоциональную разрядку. Именно поэтому подобные инциденты быстрее изглаживаются из памяти, чем обидные слова.

 

Обычно после такого конфликта малыш первый идет мириться. Он выходит из своего убежища, подходит к родителям, просится на руки, чтобы приласкаться, или играет в близко от вас. От вас требуется ответный шаг и полная готовность к миру. Ситуацию можно не проговаривать вслух. Ребенок и так все поймет. 

 

Ошибка 3. Не выполнили обещание.

Дети бывают назойливы, поэтому иногда легче сказать им «да», чем объяснять отказ. «Как-нибудь купим, сделаем в следующий раз...», - бросают родители, надеясь, что малыш забудет о своей просьбе через пару дней. Иногда он действительно забывает. Например, об игрушках.

А вот просьбы, касающиеся отношений, обычно помнятся очень долго. Малыши очень переживают, если взрослые их не выполняют. Вы пообещали забрать из сада ребенка в обед, а пришли только к вечеру. Казалось бы, ничего страшного, но ведь малыш уже с утра всем об этом рассказал и после прогулки стал собираться домой, ждал вас у окна, представляя, как вы сейчас пойдете домой. Каково же было у него на душе, когда воспитательница позвала его спать и сказала, что у мамы, наверное, появились срочные дела.

 

Знайте, что любые обещания, касающиеся отношений, имеют для детей большое значение. Это доказательство любви и их собственной значимости. Если кроха о чем-то сильно просит, то это неспроста. У него должна быть удовлетворена какая-то психологическая потребность. Кроме того, через обещания и их выполнение, у него формируется доверие к вам.

Только очень веская причина может помешать вам выполнить свое обещание. И вы должны рассказать о ней малышу доступным языком. Обязательно поделитесь с ним своими чувствами: "Я очень расстроена, что не смогла выполнить то, что обещала. Я очень переживала из-за этого". Постарайтесь в следующий раз тщательнее планировать свои дела и не разбрасываться обещаниями, которые наверняка не сможете выполнить. Даже отказ, если вы его объяснили, дети воспринимают спокойнее, чем регулярный обман.

 

Ошибка 4. Обвинили незаслуженно.

Имейте в виду, что маленький ребенок не может быть виноват, что бы он ни сделал. Ведь малыши не могут строить свое поведение сами, они нуждаются в здравом контроле. Если пятилетнюю девочку просят посмотреть за годовалым братом, она может действительно какое-то время быть к нему внимательна, но потом заняться своими делами.

В этом случае ее нельзя обвинять в недосмотре. Это вина взрослых. Беда в том, что девочка этого еще не понимает. Если ее обвинят, что брат ушибся из-за нее, она в это поверит, и будет испытывать чувство вины.

Дети часто считают, что они в чем-то виноваты. В силу своей детской эгоцентричности. Если происходит что-то плохое, то, значит, «все из-за меня». К тому же, если родители подтверждают эти догадки («Ты не слушался маму, вот она теперь болеет»), то и уверенность в том, что «я плохой» будет крепнуть.

 

Это очень опасно для развития личности и отношений с окружающими. Чувство вины негативно отражается на самооценке. Человек в любом общении будет ждать осуждения, обвинения, что от него отвернутся. Он как бы перед всеми должен будет все время заслуживать прощение.

Если вы обвинили ребенка, то должны приложить все силы, чтобы разубедить его в его вине. Расскажите с примерами, что иногда события случаются без причины, просто так, и в них никто не виноват. Поясните малышу, что у взрослых есть свои причины ссориться, волноваться, переживать, расставаться. И, главное, скажите, ребенку, что любите его всегда, во всех ситуациях.

 

Ошибка 5. Не похвалили.

 

Конечно, нахваливать ребенка постоянно без повода не стоит. У него должен быть небольшой комплекс неполноценности, чтобы стремиться к достижениям. Но, главное, не переборщить, иначе комплекс неполноценности из стимула превратится в препятствие.

Нельзя говорить: «Ты абсолютно не можешь запоминать. Ты хуже всех рассказал стих на празднике». После такой оценки ребенок вообще ничего не захочет. Зачем заниматься, если все равно нет толка? Со временем у малыша формируется приобретенная беспомощность: он полностью утрачивает стремление и активность. Основным мотивом его деятельности будет избегание неудач, а не стремление к успеху: «Лишь бы меня не поругали».

 

Возможен и второй вариант развития событий. Немного подросший ребенок в 7-8 лет стремится доказать изо всех сил, что он способный. В результате ваше чадо получает нервное напряжение, утомление, усталость.

Если вы не умеете искренне хвалить ребенка просто так, то в ваших отношениях что-то не так. Может быть, в вас не хватает любви или вы недовольны своей жизнью? Подумайте, что вы на самом деле хотите, какой видите свою дальнейшую жизнь, чего вам не хватает?

Вынужденно хвалить ребенка не надо - он почувствует фальшь. Лучше предложите ему выполнить дело, в котором он сможет проявить свои способности наилучшим образом. Например, скажите, что мечтаете получить в подарок бумажный цветок или картину. Оцените рисунок или бумажный букет словами: "Чудесно, великолепно, замечательно", - и поставьте на видное место. Можете даже попросить малыша научить вас делать такие же удивительные вещи. Ничего страшного, если преувеличить похвалу.

 

Источник

MedKnow.Ru