"Я сам!"

Самостоятельность – приобретенная черта. Ее основа закладывается до года. Родители должны быть готовы постепенно «отпускать малыша». Их задача - показывать ребенку, на что он способен, и не тормозить его развитие.


Первые шаги (от 0 до 1 года)

altПримерно с трех месяцев ребенок начинает осознавать себя как человека, а не мамину частичку. Малыш рассматривает свои ручки и ножки, понимая, что это его тело. С каждым месяцем он будет учиться что-то делать сам. 

Для того, чтобы ребенок вырос полноценным уравновешенным человеком, его самостоятельность должна основываться на привязанности. То есть, чтобы стать независимым, нужно какое-то время побыть зависимым. 

Постепенно отдаляясь от мамы, маленький остается спокоен, ведь у него есть надежный тыл. Старайтесь подарить малышу чувство защищенности. Повторяйте, какой он молодец, улыбайтесь, поглаживайте кроху. Благодаря этому, малыш поймет, что делает все правильно, у него будет расти самооценка. Он с удовольствием продолжит пробу своих сил дальше. 

Для того, чтобы первые шаги по дороге самостоятельности были легкими и интересными, возьмите на карандаш следующие правила:

  • Не давайте пустышку слишком часто – крохе нужен первый опыт умения справиться с дискомфортом;

  • Через несколько месяцев после введения перетертого овощного супчика начинайте приучать малыша к жеванию. Сначала разминайте овощи вилкой, а чуть позже мелко нарезайте. После годика тщательно измельчать твердые продукты не рекомендуется. В противном случае малыш не захочет жевать, ведь миксер все делает за него;

  • В полгодика можно предложить малышу сделать пару глотков из чашки "по-взрослому". Это полезно не только для формирования прикуса, но и в целях развития самостоятельности.

  • Не используйте классические ходунки. Оказавшись в подвешенном состоянии, кроха намного медленнее учиться ходить и тем самым, его развитие тормозится. 

  • Не выбрасывайте потрепанную, но любимую игрушку: вместе с ней малыш научится засыпать самостоятельно.  

  • Занимаясь с малышом, всегда учитывайте его индивидуальные черты. Если все новое его настораживает и пугает, не пытайтесь "переломить" кроху, а будьте с ним внимательнее и мягче. Если малыш медлителен, давайте ему запас времени. 


Продолжаем в том же духе (от 1 до 2 лет)

altУ малыша появилось настойчивое желание научиться делать то же самое, что и взрослые: умываться, пылесосить, накрывать на стол. От правильной реакции родителей зависит, будет ли он продолжать в том же духе. Соблюдайте два правила. Первое - не делайте за кроху то, что он может выполнить сам, разрешайте себе помогать. Второе - если у малыша что-то не получается, проявляйте терпение и тактичность. Его стоит хвалить уже за само стремление помочь. Так мы воспитываем в ребенке чувство уверенности, создаем благоприятную почву для развития самостоятельности. 

Приучайте малыша мыть руки перед едой, после прогулки и туалета. В качестве напоминания повесьте картинку, на которой человек моет руки. Под раковиной поставьте табуретку, чтобы ребенок мог дотянуться до крана. Пусть кроха моет ручки, как умеет. Сначала он научится протирать ладошки – это уже немало.

В год кроха с помощью мамы уже может чистить зубы, пока без пасты. В два года, когда малыш научится полоскать рот и выплевывать воду, покупайте детскую зубную пасту. Смотрите, правильно ли ребенок чистит зубы. Водите его рукой вверх-вниз. Полностью эту науку он освоит к 6-7 годам. 

Чистке носика обучаем в игровой форме. Предложите ребенку подуть ноздрей на перышко или пусть попробует выдуть воду из ложечки. Он должен уметь высмаркиваться каждой ноздрей по очереди. Приучите его брать чистую салфетку для этих целей, а потом выбрасывать ее в ведро.

Привлекайте кроху к работе по дому. Он может нажать на кнопку микроволновой печи, миксера, поставить на стол пустые тарелки, убрать свои игрушки.

Понятно, что совсем без запретов не обойтись. Только они должны быть оправданными. Что можно делать, а что нельзя, для лучшего запоминания изобразите на плакате в рисунках, где главным героем будет кто-то из зверушек. Правила, которые нельзя нарушать, выделите красным цветом (зайка включает плиту). Желтым - то, что можно выполнять только под присмотром родителей (зайка режет ножницами бумагу, становится на стульчик, чтобы достать книжку, залезает на высокую горку или качели). Зеленым цветом раскрасьте правила, которые малыш может устанавливать сам – зайка выбирает, во что поиграть, приглашает в гости друзей.

Сами запомните, что нельзя сравнивать достижения ровесников и вашего малыша. Вы добьетесь того, что ребенок не будет стремиться делать все лучше, а почувствует себя подавленным и неудовлетворенным. 


Маленькая личность (от 2 до 3 лет)

altВ возрасте трех лет ребенок в первый раз ощущает себя личностью: у него свои желания и взгляды (хочу синюю футболку, а не красную!). Дайте ему возможность делать выбор, и малыш станет уверенным в себе. 

Малыш стремится участвовать в любой работе взрослых. Что ж, ему вполне под силу полить цветы, навести порядок в своей комнате. Никогда не говорите: "у тебя все равно ничего не выйдет". Наоборот, хорошо, если карапуз чаще будет говорить: "хочу, могу, сам". Тогда в подсознании закрепится ощущение победы. Если что-то не получается, тактично помогите ему. Например, держа его руки в своих, покажите, как нужно подметать.

Пусть ребенок считает, что все сделал сам.

Начинайте с простых и приятных заданий (естественно, мыть туалет предлагать нельзя). Когда раскатываете тесто, дайте в руки скалку и малышу, потом покажите, как выдавливать фигурное печенье. Разложите на тарелке ломтики сыра, хлеба, овощей и предложите малышу сделать бутерброды. Похвалите его первый шедевр. Можно «доверить» ребенку украшение творога фруктами. Он уже отлично орудует ложкой, поэтому можно познакомить ребенка с вилкой. Возле детской тарелочки положите салфетку – пусть малыш вытирает рот во время и после еды. Неплохо приучить ребенка мыть за собой тарелочку. 

Учите малыша самостоятельно одеваться. Желательно, чтобы кофточки были с небольшим количеством пуговиц, штаны - на резинке, а обувь - на липучках. Так он легче справится.

Полезно заниматься каким-то делом всей семьей. Например, ремонтом игрушек или комнатными растениями. Ребенок усвоит, что вместе дела делаются легче.

Хорошо, если у малыша многое получится, в то время как постоянные неудачи способны разочаровать его в своих силах. Направляйте его, подсказывайте, но постепенно сводите свою помощь к минимуму.


Источник

MedKnow.Ru