Музыкальный слух с пеленок


Колыбельная на ночь

titleМаленький ребенок слышит по-другому. Он не сразу может определить источник звука и рассмотреть его. Но один голос он узнает из тысяч других – мамин. Благодаря маминому голосу, малыш ориентируется в новом для себя мире. Колыбельная помогает ему почувствовать, что мама рядом и очень его любит, и значит все в порядке.

Колыбельные песни к тому же формируют у ребенка фонетическую карту языка. Он лучше воспринимает и запоминает слова и фразы, и, следовательно, раньше начнет разговаривать.

Какую именно колыбельную петь малышу, не так важно. Это может быть «За печкою поет сверчок», «Спят усталые игрушки» или еще что-нибудь. Малыш реагирует на мелодию и ритм, которые напоминают ему стук маминого сердца – самый родной и успокаивающий звук.

В годовалом возрасте значение колыбельной меняется. Это часть вечернего ритуала. Колыбельная следует за кормлением и купанием. Для малыша колыбельная на ночь лучше сказки. Дело в том, что ребенок легче воспринимает мелодичные истории.

Время от времени вместо колыбельной желательно ставить диски со звуками леса, шумом моря, дождя. Это благотворно влияет на нервную систему. Малыш будет вслушиваться в разнообразие звуков и быстро засыпать.

Ритмические танцы

Как только малыш научится ходить, он полюбит топать ножками и хлопать в ладоши, заслышав бравурную мелодию. Говорите малышу: «Какой марш веселый, давай под эту музыку прыгать (переворачиваться, ходить, хлопать ручками...)!» Танцуйте, хлопайте в ладоши.

Домашняя фонотека к этому времени должна пополниться веселыми и ритмичными песенками: «Чунга-чанга», «Танец маленьких утят», «В траве сидел кузнечик», «От улыбки станет всем светлей». Покупая аудиозапись, обратите внимание, чтобы песни были без аранжировки и звучали так же, как в мультфильмах. Не включайте классическую музыку с низкими звуками: органные концерты, минорные произведения Бетховена. Такие звуки могут вызвать подавленное настроение. Классические произведения для детей должны быть светлыми, простыми, приятными на слух, не вызывающими отрицательных эмоций. Специалисты рекомендуют слушать Моцарта, Чайковского, Шуберта, Гайдна, Баха. Мелодии этих композиторов нравятся маленьким слушателям

На ночь такую музыку включать не стоит, а вот днем, когда ребенок играет, купается, ползает, песенки будут способствовать развитию чувства ритма, координации движений и музыкального слуха.

Постарайтесь вместе с малышом показывать то, о чем поется в песне. Это поможет ему сопоставить слова с мелодией. Через некоторое время таких тренировок ребенок сам начнет придумывать новые движения под музыку.

titleКупите ребенку барабан или бубен. Также простые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Например, насыпьте в одну пластиковую бутылку соль либо мелкую фасоль, в другую – немного воды. Пусть малыш встряхивает ими в такт музыке.

Музыка, которую слушает малыш, влияет на его характер. Психологи говорят, что веселые песенки помогают ребенку расти оптимистом, реже плакать. Грустные мелодии, конечно, нужно слушать тоже. Они помогут ребенку отличать грусть от радости.

Включайте музыку тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении, в противном случае она может его раздражать. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Направленный звук может нанести незрелому мозгу акустическую травму.

Полезно играть со своим чадом в музыкальную игру. Пусть он слушает мелодию и стучит ей в такт. Как только музыка прекратится, он должен прекратить стук и спрятать инструмент за спину. Такое упражнение способствует развитию чувства ритма и учит переключать внимание.

Вокальные тренировки

Ребенок постарше угадывает любимые песни с первых нот, мелодии влияют на его настроение. Особенно он любит песни из мультфильмов, которые ассоциируются у него с образами главных героев. Полезно разъяснять сюжеты песен. Например, почему Антошка не хочет копать картошку, потому что ленится, а люди должны трудиться.

Песенки пополняют словарный запас ребенка, он цитирует целые фразы из них. Обязательно говорите, какая музыка звучит (медленная, быстрая, громкая, тихая, веселая или грустная). Подбирайте как можно больше слов для характеристики той или иной мелодии — тогда речь ребенка будет развиваться быстрее.

Если включать детские песни на иностранном языке, ребенок выучит много слов и словосочетаний.

Малыш пытается напевать. Вокальные упражнения физически развивают его: пение разрабатывает легкие и диафрагму, учит глубоко дышать, обогащает организм кислородом.

Заведите традицию устраивать домашние представления. Пусть маленький артист выступает сначала перед куклами, а потом перед родственниками с любимой песней. Это поможет ему стать уверенным в себе, победить застенчивость, научиться выступать перед публикой.

Примерный список музыкальных произведений
(рекомендован В.Г. Дмитриевой в книге "Академия раннего развития: Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному"):

Произведения Баха (кроме органных), Моцарта, Вивальди
П.И. Чайковский - «Времена года»
П.И. Чайковский - Музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
П.И. Чайковский - Пьесы из «Детского альбома»
Шопен - Мазурки, вальсы, ноктюрны.
Шуберт - «Вечерняя серенада», вальсы.
И. Брамс - «Венгерский танец N 5»
М.И. Глинка - Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Л. Бетховен - «К Элизе»
Л. Боккерини - «Менуэт»
А. Лядов - «Музыкальная табакерка»
С. Рахманинов - «Полька»
Дж. Верди - Марш из оперы «Аида», песенка герцога из оперы «Риголетто»
Дж. Гершвин - Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
И. Штраус - Музыка из оперетты «Летучая мышь», вальсы
И. Кальман- Музыка из оперетты «Сильва»

Источник
MedKnow.Ru